Церковь и мир — два общества или одно?

5 апреля 2016 - Администратор
article11723.jpg

 Пора давно понять, что Церковь как собрание верующих людей и все остальное население земного шара — это два принципиально разных общества. Следовательно, Бог выдвигает разные требования к Своему народу и ко всем остальным людям мира.

 

Ошибкой многих христиан является их одинаковое отношение к церковному и светскому обществу: одни и те же ожидания и, как следствие этого, старание возложить равную степень ответственности за их поведение как на первых, так и на вторых.

 

Молитва за представителей власти приводит к жизни тихой и безмятежной. И, напротив, причастность Церкви к мятежам свидетельствует о том, что она не верует в Божий суверенитет в отношении того или иного режима.

 

Суверенная Божья воля

 

Обратимся к Библии. Бог и миловал, и наказывал языческие народы по Своей суверенной воле, независимо от того, во что те верили. Он не предъявлял претензий Содому и Гоморре: почему те остаются языческими городами. Не за это они были наказаны. Они оказались наказаны за то, что делали зло.

 

Через сновидение Бог удержал языческого царя Авимелеха от физической близости с Саррой, женой Авраама, и тем самым уберег целый языческий народ от поражения по вине царя. Потому что за интимные отношения с чужой женой последовало бы наказание от Бога. При этом Авимелех и до, и после этого случая оставался язычником.

 

А что Господь сказал пророку Ионе, когда посылал того предотвратить гибель Ниневии? «Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота?» (Ион.4:11). При этом Господь никогда не призывал ниневитян исповедовать иудаизм.

 

Еще Господь Сам показал египетскому  фараону сновидения о грядущем голоде, чтобы фараон заранее позаботился о своем населении. При этом Египет столетиями и до, и после этого оставался в идолопоклонстве, колдовстве и многобожии. Ошибкой многих христиан является их одинаковое отношение к церковному и светскому обществу: одни и те же ожидания и, как следствие этого, старание возложить равную степень ответственности за их поведение как на первых, так и на вторых.

 

Это иррационально и к тому же невозможно.

 

Божьи люди на службе у язычников

 

Примечательно и то, что в истории многие праведники служили своим завоевателям и делали это с большой самоотдачей и верностью. У них никогда не возникало негодования по поводу языческого мировоззрения своих покорителей. Объяснить такое поведение наших праотцов можно только их верой в суверенное право Господа творить историю по Своему усмотрению.

 

Неемия (пророк Бога живого) был виночерпием у языческого царя Артаксеркса, Иосиф (сын Иакова, который впоследствии стал родоначальником израильского народа) служил египтянину Потифару и фараону, пророк Даниил — языческим царям Навуходоносору, Валтасару и Дарию. Израильтянин Мардохей, узнав, что готовится заговор против царя Артаксеркса, выдал заговорщиков и спас жизнь языческого монарха.

 

Особые требования к Божьему народу

 

Древний Израиль был народом, избранным Богом из числа языческих народов того времени. Он не являлся светским государством. Требования к Израилю, выдвигаемые Богом, кардинально отличались от Его требований к другим племенам. Имея закон Божий, израильский народ хорошо понимал, что такое отступление от Бога и что такое обращение к Богу. Этого не понимает ни одно из современных государств. Ни один президент нашего времени, каким бы набожным он ни был, не оперирует такими терминами и понятиями в своей политической деятельности. Если же в силу личных убеждений он и склонен так понимать и объяснять вещи, то его окружение быстро ему напомнит, что вера в Бога — это его личное дело, но никак не общественное. Я искренне удивляюсь тому, как можно этого не понимать и критиковать светские власти за отступление от Божьих законов, когда большинство из представителей власти никогда не обращались к Богу, не присягали Ему на верность, а некоторые не встречались с Ним.

 

Задачи, стоящие перед Церковью

 

Перед Церковью Христовой стоят свои задачи, выполнять которые она уполномочена Богом, т. е. законно наделена властью свыше. При этом важно не перепутать эти задачи и поле деятельности. Прискорбно наблюдать, когда Церковь берется не за свое дело. Вместо молитвы к Богу за царей, князей и начальников, к чему призывает Библия (1Тим.2:2), Церковь пытается говорить к царям, князьям и начальникам. Апостол Павел умышленно акцентирует внимание на том, что молитва за представителей власти приводит к жизни тихой и безмятежной. И, напротив, причастность Церкви к мятежам свидетельствует о том, что она не верует в Божий суверенитет в отношении того или иного режима.

 

Не в режиме дело

 

Не существует политического режима, способствующего миссии Церкви или ограничивающего ее деятельность. Церковь непобедима, даже если внешне она выглядит непризнанной и малочисленной. Таким образом, борьба Церкви с тем или иным режимом является ни чем иным, как отступлением от ее первоначальной задачи — быть отражением жизни в соответствии с христианским вероучением. Режим может сделать христианство государственной религией или, напротив, вынудить Церковь уйти в подполье, но режим не может лишить Церковь ее основной особенности — быть свечой на столе и светить всем в доме.

 

Мера влияния Церкви не столько в ее действиях, сколько в ее сущности, естестве, чем она в силу своей природы отличается от остальной части населения.

 

Александр Шевченко, книга «Церковь и гражданское общество»

www. AleksandrShevchenko.org



← Назад